Турист Виталий Сундеев (boctok)
Виталий Сундеев
был 1 июня 2017 22:37

Что спасет туристические агентства?

21 16
Что спасет туристические агентства?

А разве им что-то угрожает? Индустрия туризма развивается по нарастающей. В России оборот уже превысил 1 триллион долларов. Для сравнения, оборот от продажи кофе во всем мире в десять раз меньше. Во всем мире туристических услуг оказывается более, чем на 10 триллионов долларов в год. Так о чем же я тогда?

В октябре 2007 года американский журнал Forbesопубликовал прогноз, в котором среди прочих нескольких профессий назвал вымирающей и профессию туристического агента. Правда, этот прогноз касался, прежде всего, Штатов. Мы же повторяем их путь с приличным сдвигом по времени. Но ведь повторяем! И шесть лет поди прошло.

Еще два года назад знакомая владелица турагентства в Риге говорила о том, что многие туристы ушли в интернет, в результате чего число турагентств сильно сократилось. В Латвии, конечно, проще путешествовать самостоятельно,- не нужна виза в страны шенгена, большой выбор дешевых авиакомпаний…

В России лоукостеров – низкобюджетных авиакомпаний, нет. Нет своих, а чужие не пускают. Поэтому у туроператоров есть возможность арендовать самолеты и делать чартерные рейсы дешевле, чем если бы турист полетел самостоятельно какой-либо авиакомпанией, скажем, из Москвы в Анталию.

Такая ситуация ставит турагентства, продающие пакетные туры от крупных и не очень туроператоров, в выгодное положение. Но только на несколько самых популярных направлений. А самые популярные у нас направления – безвизовые, такие как Турция и Египет летом и Тайланд зимой.

Но…

Посмотрите, сколько туристических агентств возникло на волне роста этого доходного бизнеса вместе с открытием двадцать лет назад границ. А теперь зайдите в любое из них, и увидите скучающих менеджеров, сидящих в одиночестве за своими столами. Если у Вас есть знакомые, владеющие или работающие в каком-либо турагентстве, они расскажут, насколько неважно идут дела.

Конечно, есть исключения. Если агентство работает немного по-другому, не как все, бизнес может быть успешным. Но человек устроен так, что пока дела у него идут хорошо, он не думает, что все может измениться.

Что спасет туристические агентства?
В октябре Аэрофлот объявил о создании дочерней компании.  Лоукостер «Добролет» в 2014 году начнет летать из Москвы в восемь российских городов, а в 2016-м — за рубеж. Билеты на рейсы «Добролета» будут до 40% дешевле, чем у «традиционных» авиаперевозчиков. Забронировать и купить билет можно будет только в интернете.

А вот совсем свежая новость. Ryanair — крупнейший бюджетный авиаперевозчик в Европе, начнет регулярные авиарейсы в Россию с марта 2014 года. Авиакомпания Ryanair  обслуживает свыше 1,5 тысячи направлений между 181 аэропортами.

Как видите, последний бастион, охраняющий монополию турагентств, пал. Добавлю к этому, что многих уже не вдохновляет отдых в Турции или Египте, а путешествовать по остальной Европе самостоятельно можно значительно дешевле. Тем более, путешественники некоторых российских регионов давно летают бюджетными авиалиниями соседних стран, таких как Украина, Финляндия, Латвия…

Вернемся к прогнозам, теперь уже отечественных СМИ.

Труд писал весной 2011 годаНесмотря на наплыв абитуриентов в туристические вузы страны, профессия туроператора в скором времени может превратиться в атавизм. Выпускники факультетов туризма рискуют остаться без перспектив к трудоустройству. Дело в том, что надобность в турагентах отпадает по той простой причине, что отдых стало проще организовывать через интернет, без посредников. Уже сейчас можно забронировать номер на сайте гостиницы, не прибегая к услугам туристических агентств. Множество отпускников предпочитают также покупать билеты на самолет через интернет. Технологии усовершенствовали процесс регистрации и продажи авиабилетов, сократив тем самым затраты на персонал авиакомпаний.

А вот с сайта dengiledi.ru: Под влиянием прогресса профессии, которые сейчас широко распространены и обычны, довольно скоро станут редкими или исчезнут вообще. Причем, большинство из них, наверняка, потеряют актуальность благодаря интернету, который уже прочно вошел в быт в большинстве стран мира и продолжает проникать во все новые области нашей жизни. …надобность в туроператорах и других специалистах, которые занимались организацией всяческих поездок будет неуклонно уменьшаться.

Статья в газете «АиФ» уже за этот год: …активная модернизация приводит к вымиранию ряда профессий, и с этой тенденцией ничего не поделаешь, уверены эксперты. Агентство стратегических инициатив (АСИ) проанализировало рынок труда и поделилось с АиФ.ru списком профессий, которые перестанут существовать в перспективе ближайшего десятилетия.

Что спасет туристические агентства?
С каждым годом туристы со всего мира предпочитают организовывать своё путешествие самостоятельно, экономя не только деньги, но и время — забронировать гостиницу или билеты на самолёт сегодня можно в круглосуточном режиме, не покидая офиса или не выходя из дома. Туристы отказываются от помощи посредников ещё и потому, что при самостоятельном поиске путёвок им не надо платить комиссию за работу туроператоров.

Конечно же, туристические агентства не закроются в один миг, как в свое время заводы по производству граммпластинок. Одни, по мере уменьшения прибыли, будут сокращать расходы, увольняя менеджеров и уменьшая затраты на аренду помещения.

Другие будут надеяться и ждать, что ситуация вдруг изменится к лучшему и к ним повалят туристы.

Будут и третьи. Да они уже сейчас не надеются на чудо, а ищут нестандартные решения. Кстати, на эту тему есть классная книжка Спенсера Джонсона «Кто украл мой сыр?».

Какими могут быть эти решения? Вариантов море, все зависит от  воображения руководителя турагентства. Например, специализация на эксклюзивных турах, спортивных или фототурах.

Ну и, конечно, жизненно необходимо следить за новинками туристического рынка.

Все больше появляется компаний с нестандартным подходом к организации путешествий. Это могут быть клубы, или компании, продающие услуги методом рекомендаций, что давно стало более эффективным, чем реклама на телевидении или в газетах.

Около трех лет назад в Россию пришла американская компания WorldVentures. Она мощно развивается в США, Европе и Азии, насчитывает уже порядка двухсот тысяч человек, пользующихся ее услугами. Однако в Россию компания вошла неподготовленной, не изучив особенности нашего туристического рынка и менталитет россиян. Уверен, мы о ней еще услышим.

Два месяца назад швейцарский холдинг ReWorld, уже в течение пяти лет предоставляющий населению России, Казахстана и Украины юридические услуги высокого качества, начал работать в сфере путешествий. Компания ReWorld в сотрудничестве с международной группой компаний DOMINA GROUP предложила новую туристическую услугу.

Туристическая карта FreeWorld  дает право на бесплатное проживание в 55 отелях 16 стран в течение 8 дней 7 ночей на двоих с завтраками. Отели, в основном, 4-5 звезд, их количество увеличивается и к февралю достигнет порядка двух тысяч.

Среди серьезных компаний, работающих в сфере туризма как, в общем-то, и во всех других отраслях, все чаще появляются компании-однодневки, мало чего, кроме заявлений на сайте, имеющих общего с туризмом. Услуг они обычно не предоставляют, либо вы платите за то, что можно найти бесплатно.

Уже почти никто не помнит компанию Bon Voyage 1000, появившуюся в интернете года три назад с чудо поисковиком, подвешенным к сайту, за который надо было платить приличные деньги. Сейчас по этому принципу работает компания Swiss Halley, объявившая себя «онлайн туроператором». Не буду перечислять всех подобных компаний, которые мне известны, они были и будут появляться в будущем.

С каждым днем появляются все новые и новые самостоятельные путешественники. В помощь новичкам создано множество туристических форумов, где подскажут, как и где забронировать дешевые авиабилеты или отели, как добраться из аэропорта и какие достопримечательности стоит посетить в первую очередь. Там же русскоговорящие гиды из разных стран предлагают свои услуги по умеренным ценам.

С каждым месяцем количество туристических агентств за ненадобностью будет сокращаться и этот процесс давно запущен. Многие хорошо помнят банкротства российских, порой очень крупных туристических операторов, а кто-то даже оказывался с семьей в тяжелом положении за границей в результате такого события.

Итог очевиден: из работающих на рынке туристических услуг компаний останутся только те, которые смогут принять перемены, происходящие в отрасли и перестроить свою работу до того, как у них начнутся большие финансовые проблемы.

 

61 – карма
Позиция в рейтинге – 1023
Комментарии